Если говорить о безопасности, то в российском законодательстве имеются строго прописанные нормы для осуществления бесплатного обеспечения полноценной защиты работников от воздействия вредных производственных факторов на организм человека. Из этого можно сделать вполне логичный вывод, что раз имеются нормы, да и ко всему прочему обязательные, выходит расходы и на «спецодежку» необходимо в бухгалтерский учет вносить своевременно.
Средства защиты, как и деньги, любят учет
Конечно, обеспечение средствами индивидуальной защиты дело достаточно затратное, и неважно каким образом будут производиться закупки – спецодежда оптом или в розницу, все это расходы, которые однозначно отражаются на счетах бухгалтерского учета предприятия как прибыль или убытки (не правильно распределенные затраты могут неминуемо привести к совсем не нужным проблемам). Чтобы подобного не произошло, законодательством была разработана система расчетов с учетом всех обязательных расходов, не влияющих на фактическую прибыль предприятия. Вся система учета и расчета спецодежды производится работниками бухгалтерии.
Общая система выглядит достаточно просто – от суммы всего дохода отнимается сумма обязательных расходов и уже конечная сумма облагается налогом на прибыль. Вот только это на словах система настолько проста, на деле же она немного сложнее, так как имеет множество нюансов.
Министерство финансов совместно с Министерством охраны труда разработали ряд Методических указаний бухгалтерского учета спецодежды, рабочего инструмента и рабочего оборудования. Приказ № 135н подробно освещает условия учета спецодежды и сроков ее эксплуатации. Согласно этому приказу вся спецодежда, закупаемая или собственно производимая, должна по прибытию на склад сразу же документироваться. Обойти стороной эту процедуру невозможно, так же как и не возможно сразу выдать СИЗ работнику. Каждая выдаваемая единица перед выдачей должна пройти проверку на целостность и отсутствие брака, только после этого предприятие может переложить право ответственности за каждую выданную единицу на сотрудника.
Необходимая документация
Прежде чем окунуться в мир бухгалтерского учета необходимо не забывать о самом главном условии для осуществления списания одежды в полной ее стоимости – правильная и максимально подробно созданная документация по каждому отдельному виду выдаваемого предмета одежды. Для этого необходимо иметь:
⇒ Форма № М-11 – типовая межведомственная требование - накладная;
⇒ Форма № М-15 – межведомственная накладная;
⇒ Форма № М-8 – межведомственная лимитно-заборная карта;
⇒ Пакет документов со всеми необходимыми реквизитами.
Все передвижения спецодежды лично работнику, фиксируются в его личной карте по спецодежде.
Грамотное ведение бухгалтерской документации впоследствии может оградить от серьезных проблем связанных, в том числе и с очередной проверкой Налоговой инспекцией.
Все спецобмундирование регистрируется в 10-ом разделе общего учета передвижений средств – «Материалы».
Для спецодежды в этом разделе отведено два основных подпункта 10-10 и 10-11.
10-10 – спецодежда, находящаяся на складе
10-11 – спецодежда, находящаяся в эксплуатации (т.е. выданная работнику)
Исходя из этих же счетов, производится учет движения и других СИЗ.
Бухгалтерия – дело тонкое
Помимо основных финансовых затрат на средства индивидуальной защиты, в том числе и сезонных комплектов одежды, имеются и дополнительные, которые также входят в общую сумму, которая в конечном счете указывается, как фактическая. Все дополнительные расходы фиксируются в отдельной графе с указанием счета.
В общей сложности имеется "99" счетов дебета и кредита, каждый из которых играет весомую роль, так же и для списания выдаваемой спецодежды.
Прежде чем на конкретных примерах рассмотреть основные ситуации и образцы бухгалтерских учетов спецодежды, стоит отметить, что от срока эксплуатации будет зависеть система списания одежды.
Все средства защиты срок эксплуатации, которых не превышает 1 год – списываются в момент передачи рабочему, а средства с эксплуатационным сроком свыше 12 месяцев, считаются амортизируемыми материалами и списываются постепенно равными частями на протяжении всего срока использования.
Примеры:
1. Производственное предприятие совершило закупку материалов для личного использования сотрудниками. Исходя из количества общих затрат и созданного ордера приема материалов, согласно форме №М-4 в бухгалтерии была создана запись учета приобретенного материала и помещенного на склад.
Учет прихода-расхода средств | Осуществляемое действие | |
Дебет | Кредит | |
10-10 | 19, 60, 68, 71, 76 | Зачисление материалов на склад (с указанием наименования и количества) |
Где:
10-10 – зачисление одежды на склад,
19 – добавленный налог к общей цене,
60 – средства для расчета поставщиками,
68 – затраченные средства на оплату налогов и сборов предусмотренных НК РФ,
71 – выдаваемые средства под отчет для некоторых видов расходов,
76 – дебиторские и кредиторские расчеты.
Все это в сумме составляет общую ценность полученного предмета спецодежды.
2. Приведем конкретный пример зачисления одежды на склад от прямого поставщика с учетом затраченных средств на доставку и транспортировку с начисленным НДС.
Предприятие совершило закупку спецодежды на сумму 78 000 рублей с учетом НДС, к этой сумме прибавились 10% на транспортировку одежды со склада производителя на склад предприятия. Общая сумма ПДВ по каждому расходу средств 20%. В бухучете после завершения операции отгрузки и приема материалов, будет создана запись:
Учет прихода-расхода средств | Сумма | Осуществляемое действие | ||
Дебет | Кредит | |||
10 | 10-10 | 85 800 | Зачисление одежды на склад (78 000+10%) | |
10 | 60 | 65 000 | Стоимость одежды без учета НДС | |
19 | 60 | 13 000 | Сумма НДС | |
10 | 60 | 7 800 | Затраты на доставку без НДС | |
19 | 60 | 1 300 | Затраты на доставку с НДС |
Где:
10 – основные средства фирмы,
10-10 – материалы в собственности на складе,
19 – налогообложения, насчитываемые на приобретенный предмет,
60 – затраченные средства на закрытие задолженности с подрядными организациями и прямыми поставщиками.
3. После завершения процедуры регистрации на складе и их проверки, СИЗ выдают согласно нормам, указанным в законодательстве лично работнику, после чего каждый выданный предмет фиксируется в личной карте учета выданной спецодежды и переходит в статус эксплуатации:
Учет прихода-расхода средств | Осуществляемое действие | |
Дебет | Кредит | |
10-11 | 10-10 | СИЗ, выданные в пользование рабочего |
Где:
10-10 – СИЗ со склада,
10-11 – СИЗ в личном использовании, непосредственно на месте выполнения работы.
Если срок использования спецсредств меньше 1 года, то после выдачи производится списание стоимости средства в полной мере без дополнительных расчетов на каждый месяц, указав только дату выдачи-списания.
Также необходимо указание дебета и кредита, которые подтверждают обоснованность расходов и их тип.
Стоит не забывать, что ношение спецодежды за пределами рабочего предприятия запрещены.
4. Говоря об одежде с длительным сроком эксплуатации, расчет списания осуществляется на каждый месяц всего срока эксплуатации. Однако если сумма одной единицы одежды не превышает отметку в 40 000 рублей, то НК РФ предусмотрено его списание после сдачи в эксплуатацию, не смотря на срок фактического использования. В результате выходит, наложение временных ограничений, что приводит к возникновению временной разницы срока использования. Чтобы предпринимателю не пришлось оплачивать дополнительный налог по бесплатно выдаваемой спецодежде, как за предмет собственности, чем она после выдачи работнику уже не является, необходимо составить документ для права пользования временной отсрочкой налогообложения до полного завершения срока эксплуатации и списания предмета одежды.
Предприятие осуществило закупку защитных плащей стоимостью 8 000 рублей и сроком эксплуатации 18 месяцев. Исходя из вышесказанного, получаем фиксированную бухгалтерскую запись:
Учет прихода-расхода | Сумма | Осуществляемое действие | |
Дебет | Кредит | ||
68 | 77 | 1 600 | Отсрочка налога (8 000*20%) |
77 | 68 | 88,89 |
Сокращение налогового обязательства ((8 000:18)*20%) И так ежемесячно, до последней оплаты временной разницы и до конца срока эксплуатации |
Где:
68 – налоговые счета,
77 – отстроченные обязательства по выплате налогов.
Если же получаемую одежду обозначить под видом основного средства, то временной разницы можно избежать. Такое положение Министерством финансов было предусмотрено – ПБУ 6/01, однако и оно имеет ряд своих недостатков. Основным, из которых можно считать обложение налогом на имущество, все виды СИЗ превышающие стоимость в 40 000 рублей без возможности списать после передачи в использование.
Нормы обеспечения спецодеждой сотрудников на предприятиях плательщиках ЕСХН и УНС
В Налоговом кодексе Российской Федерации есть статья предусматривающая сокращение расходов по закупке «спецовки». Исходя из статьи 254 и ее подпункта 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ юридические лица пользующиеся УНС (Упрощенная система налогообложения) списывают все затраты по спецодежде сразу же после приобретения, используя кассовый метод. Таким же методом осуществляются списания и для юридических лиц обязующихся выплачивать ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) согласно статье 254 НК РФ подпункту5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Не нормативные ситуации и различные пути их решения:
Ранее уже говорилось, что имеются определенные профессии, подпадающие под число обязательного снабжения рабочих спецодеждой и средствами защиты головы, рук, глаз, дыхательных путей, но количество новых опасных видов деятельности увеличивается ежедневно, а каждый день поправки вносить в соответствующий закон нет возможности. Чтобы добиться списания спецодежды по всем предусмотренным нормам, необходимо предоставить подтверждение наличия условий экстремальной работы и сопутствующих неблагоприятных условий при работе не в специальной одежде.
Взаимозаменяемость. При отсутствии строго оговоренного предмета одежды или обуви, его можно заменить подобным с идентичными защитными свойствами.
Это несколько самых основных не нормативных способов обеспечения рабочего персонала спецобмундированием, более подробно по каждому имеющемуся положению можно почерпнуть информацию в письме Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/425, датированного 24 июня 2009г.
Рассуждения на тему Безопасность + Имидж
Каждому предпринимателю актуален вопрос увеличения прибыли не только за счет качества производимой продукции или услуг, но также и посредством привлечения дополнительного внимания к своему предприятию.
Стать более запоминаемым, узнаваемым и повысить интерес к своей фирме, действительно и можно при помощи форменной, а так же спецодежды персонала. Помимо своего собственного кроя или цветовой гаммы, практически на каждый предмет одежды можно нанести и логотип, и все это можно считать дополнительным плюсом в копилку предприятия, дополнительной рекламой своей деятельности.
Для кого-то это вопрос имиджа, для кого-то очень важна отличительная особенность – «лицо» фирмы, изюминка, а для кого-то это вопрос безопасности сотрудников.
Каждый вид деятельности и каждая производственная отрасль или сфера обслуживания, не зависимо от степени важности, по большому счету, нуждается в форменной или специальной одежде - это факт. А вот брать ли на себя еще дополнительные затраты на униформу, связанные с составляющей имиджа, рекламы, дело и выбор каждого работодателя индивидуально. (?!)
Да! Если у Вас в бухгалтерском учете не все на высшем уровне, и есть какие либо проблемы, в том числе возможно связанные с учетом спецодежды и СИЗ - настоятельно рекомендуем обратиться за советом к профессиональному аудитору или задать вопрос на специализированном форуме. Профессиональное решение проблемы всегда выгодней, чем штраф от налоговиков.